- Свято-Введенский приход - http://vvedenskiy.org -

Как попасть на Святую Гору и там остаться?

Posted By Администратор On 13.03.2010 @ 00:18 In Паломничество | Comments Disabled

Документ был составлен по материалам переписки с православным христианином, неоднократно жившим на Святой Горе. Переписка велась в конце сентября — начале октября 2004 года на форуме о. Андрея Кураева.

ПРИМЕЧАНИЕ

Всё, что описывается ниже, является результатом сугубо личного опыта нескольких человек, проживавших на Святой Горе в последние 4 года разные сроки и в разных местах Горы — от Новой Фиваиды до Карули. Прошу понять, что у всех людей разный опыт, разные ситуации, разные способности, различен Промысел Божий о них и поэтому какие-то сведения именно для Вас будут бесполезны. Прошу также понять, что ситуация очень быстро меняется и через какое-то время часть сведений излагаемых ниже может перестать соответствовать реальности.

Это всего лишь «курс молодого бойца», а вот дальше уже придётся самим…

КАК ПОПАСТЬ НА СВЯТУЮ ГОРУ

1. ВИЗЫ

Во-первых, единого правила для того, чтобы гарантированно остаться на Горе, не существует. Все попадают по-разному. Морально нужно быть готовым, что на Горе вы останетесь не с первой попытки, т.е. приедете, потом, через какое-то время, ознакомившись с ситуацией, познакомившись с некоторыми отцами, уедете, потом опять приедете. Визы необходимо делать на максимально возможно долгий срок.

Совет — будьте готовы остаться, но будьте готовы и вернуться.

А далее можно идти двумя путями: или вы будете регулярно выезжать для продления визы или надо сразу думать об оформлении грин — карты, т.е. вида на жительство. Он стоит около 100 долларов, выдаётся на полгода, в последнее время кажется на год, позволяет свободно перемещаться по стране, а также въезжать — выезжать.

Можно пойти и по третьему пути — положиться на волю Божию и заступничество Богородицы, плюнуть на бумаги и просто жить. Но — если у Вас возникнут вопросы с полицией, то Вас просто выдворят из страны, заставив заплатить штраф. Плюс к этому, если события будут развиваться по наихудшему сценарию, поставят Вам в паспорте штамп, согласно которому Вы более никогда не сможете въехать в страну или, если и въедете, то только после уплаты по квитанции, которую Вам обязаны дать (если дают — берите и берегите), штрафа и довольно солидного (кажется это сейчас до 600 евро). Потом с квитанцией об уплате штрафа Вы идёте в посольство. Документы на новую визу идут уже не в обычном порядке, а через консула, который может визу дать, а может и не дать…

Но на самом деле так поступают многие отцы. Есть всякие возможности последующей легализации. Кроме того, есть выход и из этой ситуации — меняете ФИО и на новые ФИО (в принципе, достаточно изменить одну букву) получаете новый загранпаспорт. Приходится претерпевать, но оно того стоит.

2. О БЛАГОСЛОВЕНИИ

Очень душа болит за Русский Афон, уж очень хочется, чтобы нашего брата там было больше. Понятно, что есть проблемы у русских со стороны греков, вернее, Константинопольской Патриархии. Греки нас боятся, и, надо признать, есть из-за чего. Но очень много русских хотели бы поехать на Афон и просто не знают, как это сделать. Типичный пример: Афонское Подворье, которое объявило, что проезд на Афон возможен только по его благословению. Можно поехать по благословению любого из 20 афонских монастырей или вообще просто по туристической визе.

3. О ПУТЯХ ПРОЕЗДА

Самолёт из Москвы до Салоник — около 250 долларов. Из Краснодара и Минеральных Вод — 230 в один конец. Автобусом из Адлера -160 + 50 евро за транзитные визы, но он едет 2 суток, надо что-то есть, и т.д. То на то и выходит. Автобусом, правда, Вы пол — Балкан ещё посмотрите (на всякий случай — Порто — Элласс (отправление автобусов в Грецию), гостиница «Горизонт», Адлер, по средам два раза в месяц, (8622) 44-42-07, 160$ +50 евро за транзитные визы через Румынию, Сербию, Македонию).

Можно ехать поездом Москва — София, оттуда на поезд София — Салоники. Можно поездом до Харькова, затем электричками до Одессы, затем автобус Одесса — Варна (Болгария), потом автобусом или поездом до Софии, затем поезд София — Салоники, но билет берёте до границы. На границе (в Кулоте) сходите с поезда, переходите в Грецию и садитесь опять на этот же поезд. (Так дешевле, чем международный билет). Можно на машине паромом из Сочи до Стамбула, далее своим ходом. (100 долларов с человека + за машину 150). Если же нет нужды экономить каждый еврик, то надёжнее всего — через представителя Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Костаса Асимиса. Встретят, возьмут под белы руки, все документы сделают, в гостиницу устроят — и по-божески возьмут.

4. ДИАМОНТИРИОН, ГОСТИНИЦА, ПРОЕЗД НА АФОН

Для въезда на Гору необходим пропуск, который называется Диамонтирион. Он выдаётся для контроля и ограничения количества проезжающих на Святую Гору. Если вы едете через Афонское подворье или Костаса Асимиса, то эта вещь оговаривается и вы его получите сразу по приезду.

1. Всегда помните, что в Салониках есть представительство Русского афонского монастыря (ул.Григория V, 11) Костас Асимис — благочестивейший христианин и отзывчивый человек, прекрасно говорит по-русски. телефоны: 8w10 30 2310 234927 (тел./факс), 8w10 30 2310 322306 моб. 8w10 30 6937 555154; 8w10 30 6937 416106

2. Однако лучше сразу благословиться у эконома монастыря о.Философа 8w10 30 2377 023252 (fax), 8w10 30 2377 061252

3. В иных случаях можно оформить пропуск в Министерстве Культуры (Стрингла) — по той же улице направо к базилике Св.Димитрия — Департамент по делам Северной Греции 8w10 30 2310 270080

4. Или в паломническом центере Афона: Стефанос Канелис (говорит по-английски) Lecforos K.Karamanli 14, 54623, Thessaloniki, 8w10 30 2310 861611

Но все же хочу подчеркнуть самое главное — всецело уповайте на благословение Пресвятой Богородицы! У нас, например, были все необходимые и даже избыточествующие сопроводительные грамоты, но НИ РАЗУ не пришлось ими воспользоваться!!!»

В этой теме есть также дополнительная информация по этому вопросу.

Итак, если Вы едете самостоятельно, то идёте, скажем, на ул. Караманли 14, там оформляете документы. (Для этого достаточно иметь минимальное знание английского). Если оформляет Костас Асимис, то это сколько-то стоит. Но если Вы всё делаете сами, то Вы тратите деньги в Салониках на проезд, гостиницу и т.д., т.е. опять расходы. Учтите, что в среду и пятницу все конторы работают только в первой половине дня. После этого едете на автобусную станцию «Халкидики», откуда идут автобусы до Уранополиса. Добраться туда можно троллейбусом из центра города и от ж/д вокзала. В Уранополисе ночуете (20-40 долларов) и с 8 утра покупаете билеты. В девять отходит паром на Гору.

Вообще, не теряйтесь и не думайте, что в Греции вы заблудитесь без знания языка. В Салониках это трудно. Там достаточно подойти к любому табачному киоску, уборщику на улице и спросить как куда пройти и вам ответят по-русски, правда скорее всего с грузинским акцентом. Пока вокруг все молчат, не догадаешься, сколько вокруг «наших».

Если Вы договариваетесь с Костасом, то к этому моменту лучше всего уже знать, когда Вы хотите выехать, а виза у Вас уже есть или делается (это от 3-х дней до 2 недель). Вы называете примерное время прибытия в Салоники, просите встретить или договариваетесь, где Вы встречаетесь. Можно обговорить всё, что угодно, вплоть до такси аэропорт — Афон, конечно за ваши деньги (некоторые так и делают)…

Суть одна — надо не спрашивать, а говорить, что Вам нужно и когда Вы приезжаете. Например, встреча в аэропорту, гостиница в Салониках (Отель Кастория (Orestias Castorias), Христос Лукидис, Салоники, GR-546 31, ул. Agnostou Stratiotou 14 Тел. +30 231 — 276-517, 269-815, 276-572, здесь останавливаются практически все русские, 100 метров до базилики Дмитрия Солунского («агиос Димитриос»), где находятся его мощи и где крестили свв. Кирилла и Мефодия, недалеко и храм Григория Паламы, («агиас Паламас»), где его мощи), диамонтирион (надо быть готовым выслать ксерокопию загранпаспорта и возможно визы, не помню), гостиница в Уранополисе (20-40 долларов, бронь, скорее всего это будет Acrogiali, отель в Уранополисе, хозяин Феодор Лагерис).

Как вариант проводника — Baglaridis Tours, Ираклий Багларидис, улица Аристотелус 24-а, 0310 232.755 тел, 0310 232.767 факс, 0932711.991 моб., baglaridis@profinet.gr Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Авиабилеты, визы, паспорта, бронирование гостиниц и т.д., никогда через него не ездил, просто визитка сохранилась.

На всякий случай — телефон русского консульства в Салониках: +30 (2310) 25-72-01, 25-76-66. e-mail: consulate_rus@profinet.gr Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Когда один раз проедете, все входы-выходы запомните, тогда будет проще. Например, сами гостиницу подыщите и пр. Но опять же, может быть, получится всё с первого раза, если захотите.

5. ДОПОЛНЕНИЕ

В настоящее время адрес Афонского Бюро, которое занимается оформлением диамонитирионов, изменился.
Теперь он выглядит следующим образом:

The Holy Executive of the Holy Mount Athos Pilgrims’ Bureau
109 EGNATIA STR.
546 22, Thessaloniki
Greece
Telephone and Fax Communications: phone: +30 (2310) 252578; fax: +30 (2310) 222424

Порядок действий для заказа диамонитириона таков (взято с сайта www.athosfriends.org):

«Офис Бюро открыт с понедельника по пятницу, с 8.30 — 14.00; в субботу с 10:00-12:00. Он закрыт во все официальные праздники. Паломники обязаны сначала позвонить в Бюро, чтобы спросить, есть ли место на день, в который они хотят приехать на Афон. Бронирование можно сделать в любое время за 6 месяцев (но не ранее) до приезда. После того, как бронирование сделано, вы должны послать по почте (а не по факсу) ксерокопию той страницы вашего паспорта, на которой указаны ваши персональные данные (обычно это последняя страница паспорта). Если бронирование прошло успешно, то вы получите письмо-подтверждение из Бюро паломников в течение примерно двух недель, с дальнейшими инструкциями.

Всех паломников просят (в этих инструкциях) подтвердить их бронирование по телефону за две недели до даты планируемого визита. Также, если вы не можете приехать в дату бронирования, вас просят поставить в известность Бюро паломников, чтобы другие могли использовать ваше место. Отказ это сделать будет отмечен и ваш запрос на новое бронирование может быть отклонен.

Затем вам в присланной инструкции указывается присутствовать в Бюро персонально, с вашим паспортом, по крайней мере за один день до визита. Бюро находится в центре Салоник, между Камара (Kamara)(Ротонда Галериуса) и площадью Святой Софии (Agia Sophia Square). Совсем не обязательно предоставлять рекомендательное письмо; но православные не-греки должны доказать, что они на самом деле православные (посредством письма от священника или епископа или свидетельства о крещении).»

Также, весьма желательно заранее позвонить в те монастыри и скиты Святой Горы, в которых Вы планируете переночевать (информацию о номерах телефонов смотрите на том же сайте www.athosfriends.org ).

Есть мнение (но полностью не проверенное), что совсем не обязательно следовать всей этой длинной процедуре оформления диамонитириона: можно просто, заранее, скажем, за месяц до планируемого посещения сделать звонок в Салоники и заказать себе (или группе людей) место на конкретный день, а потом факсом послать ксерокопию последних двух страниц (на развороте, где Ваши персональные данные и фото) загранпаспорта каждого члена группы. При прибытии в Салоники идти в Афонское Бюро не нужно, а можно просто остановиться в гостинице на ночь, а утром в 6:00 ехать в Уранополис и уже там получить диамонитирион, ну а далее паромом на Гору. На всякий случай надо взять с собой свидетельство о крещении или письмо от священника.

Диамонитирионы бывают двух видов: общее разрешение (геникон диамонитирион) и индивидуальное (идикон диамонитирион).

Общее разрешение выдается Афонским Бюро (Графио проскинитон) на 4 дня (его можно продлить на Афоне) и с ним можно посетить любой монастырь и остаться ночевать там. (Можно оставаться и на неделю — никто с Афона не гонит. 4 дня символический срок). Разрешение выдается при прибытии в город Уранополис.

Индивидуальное приглашение делается самим монастырем на неограниченный срок и может быть выдано хоть на следующий день. Для этого, естественно, нужно иметь знакомство в монастыре. С этим разрешением можно посетить любой монастырь, но не разрешается ночевать нигде больше, как только в монастыре, сделавшем тебе приглашение.

ПРИБЫТИЕ НА АФОН

… Несмотря на то, что Вы ставите задачу попасть сразу в общежительный монастырь, реальнее всего — вести жизнь келлиотскую. То есть войти или в некое братство, живущее на келлии (греческое, русское, болгарское, румынское), или пойти послушником к старцу — келлиоту, которому нужен помощник. Если Вы действительно пойдёте на это, то уверяю Вас, удостоверившись в Вашей решимости, Вам укажут на какого-либо старца, который нуждается в помощнике. Но нужно понимать, что чаще всего русский остаётся у грека на таких условиях — «живи, пожалуйста, но не надейся на постриг, на наследование келлии» и т.д. Для этого есть различные преграды, даже если бы старец захотел тебя оставить при себе.

Конечно, в обоих случаях пользу можно извлечь только в том случае, если Вы сразу найдёте себе духовника, к которому прилепитесь. Если Вы сможете это сделать, то этим Вы обретёте такое духовное благословение, которое покроет Вас и станет Вам духовной защитой и опорой. Т.е. реально можно жить в братстве или на келлии у старца — грека, а ходить к одному из духовно крепких отцов. Так поступают многие. Можно ходить и в Руссик к отцу Макарию, духовнику обители, к отцу Симону, живущему с малым братством на Новой Фиваиде (но у него благословение принимать только живущих где-то в братстве, а не шатающихся по Горе), о. Ефрему из Андреевского скита (грек), о. Маркеллу из Каракалла (грек) — да в каждом монастыре есть духовно опытные отцы. Как практически в каждом монастыре есть и хоть один русский. Можете попробовать выйти на них.

Можно стать сиромахом. Т.е. пользуясь тем, что на Горе гостю можно жить в монастыре до трёх дней, переходить из обители в обитель по кругу. Правда, через 3-4-й раз, как Вы появитесь в одной и той же обители, Вы увидите, как отцы начинают немного напрягаться. Но на самом деле так ходят многие — и монахи и миряне — пока не найдут место, где осесть. Встретишь такого и на вопрос «Ты сейчас где?» он ответит: «на Горе» — и будет счастлив. Один знакомый, бывший Валаамский послушник, о. М., поехал сначала в Сербию, поучился в известном своим афонским уставом и пением монастыре Ковиль византийскому пению, а потом, при помощи одного из сербских Владык приехал на Афон.

Ещё один момент. На Афоне не очень хорошо относятся к монахам, которые нанимаются работать к таким же братьям монахам. Считается, что Матерь Божия такое не благословляет. Монах может жить со своего рукоделия, или можно договориться помочь, а взамен, когда Вы будете уходить, Вам также добровольно могут что-то дать на «благословение». На мирян это правило распространяется меньше. Есть, кстати, миряне, которые десятки лет живут так на Горе.

Другой, бывший Оптинский послушник, о. П., приехал в Хиландар и там его, как повара по специальности, взяли на кухню. Потом отправили через год — да и перспектив у него не было, так как к подобным нелегалам все монастыри относятся одинаково, в том числе и Руссик — могут покрыть, хочешь жить — живи, а вот чтобы постричь, принять в братию, тут могут быть проблемы. Особенно, если это клирик. Тогда необходимо благословение от Варфоломея, которое русскому клирику получить трудно, могут пройти годы. Так вот, прожив почти год, он ушёл на келлию от того же Хиландара, теперь делает ладан.

Ещё одна история…Жили-были в одном крупном городе отец с сыном…. Отец был бизнесмен, а сын учился в каком-то техникуме. По некоторым причинам нужно им было срочно куда-то уехать и подальше. Один мой знакомый подсказал им: «есть в Греции такое место — Афон… Езжайте туда». Они и поехали. Приезжаю я буквально через три месяца, а они уже в подрясниках, в одной из славянских обителей (не Руссик). Бороды отпускают. Им, на тот момент людям даже можно сказать, случайным, очень скоро всё это понравилось. Особенно сыну студенту, у которого к тому же открылась способность к языкам. Через месяцев 7-8, когда их из этой обители выгнали, они уже чувствовали себя спокойно. Пошли они на Капсокаливию и, милостию Божией, взяли их к двум немощным старцам помогать им. Одновременно в архондарике помогали с гостями, язык учили, ну и молились (правило там было — 5 часов Иисусовой молитвы). Но потом и оттуда пришлось уйти. Побродили по Горе, и взял их уже монастырь Филофей. Это было просто чудо. Потом и оттуда они были вынуждены уйти (говорили, что из-за их от природы худосочного телосложения их заставляли есть несколько раз в день и помногу, чего они не понесли). Жили несколько месяцев в палатках. А теперь они, по прошествии 4 лет, живут на своей келии от одной из славянских обителей Святой Горы. Сын — студент, который ни о каком Афоне и не думал, очень, изменился, полюбил Святую Гору.

Инок Л. из Америки, русский, учился в Джоржданвилле, приехал на Карулю, жил там с полгода в Иверской келлии, а потом попросился в монастырь Филофей. Его взяли, записали в Ирмологий, т.е. поминальный список братии. Начинал как все — с кухни.

Два чеха живут в Каракалле. Один из них, о.И, жил полгода в Руссике, был пострижен в иноки. Потом о. Маркелл из Каракалла взял его к себе.

В Констамоните послушник Р. Он приехал с одним братом, ходили по Горе, но пока они не разошлись, их никуда не брали. Р. взяли в Констамонит, его собрата в Руссик. (Когда кто приезжает по двое-трое, то попасть куда-то сложно. Лучше пытаться по одному).

Есть много всяких моментов. В некоторые обители скорее возьмут монаха. Но во многие (например, Кутлумуш) легче попасть человеку в штанах, чем монаху. Мирянин, приходящий в братство, получает всю духовную школу внутри братства, он по духу более тесно вольётся в него и в этом смысле мирянин перспективней для Обители.

Разные обители по-разному относятся к русским, например Иверон — традиционно более антирусский, а Ватопед наоборот. Шаблонов тут нет.

Можно пойти и по такому пути. Созваниваетесь с о. Макарием, духовником Руссика и выказываете желание поработать в монастыре во славу Божию месяц, три, полгода. Если договоритесь, то через о. Никона, начальника московского афонского подворья, получаете деньги на билет, подворье же помогает открыть визу и едете. Так поступают многие.

Ещё раз — будьте готовы остаться, но будьте готовы и вернуться.

О ПОИСКЕ ДУХОВНИКА

Прежде всего, необходимо сразу и на корню отсечь помысел, что на Афоне все — богоносные и богопросвещённые старцы. Иногда встречаются такие излишне наивные паломники, которые думают, что прямо в Дафни их встретит благообразный белобородый старец, который возьмёт их к себе. И что все их «великие» проблемы может разрешить только такой богопросвещённый, на меньшее они просто не соглашаются.

На Афоне народ разный. Есть и богопросвещённые. Есть и прелестные. Есть и «простые» святогорские подвижники, коих большинство. Бывает и благообразный и седобородый, а такой меры или такой харизмы, которая необходима для наставничества, не достиг или просто не дано ему это.

Поэтому жить, конечно, надо в искреннем послушании, но к самому выбору духовника относится с рассуждением.

Лучшее, что можно сделать — по приезде на Гору посоветоваться с кем-либо из опытных отцов, с просьбой указать на духовника, у которого можно окормляться. В зависимости от Вашего устроения, от конкретной ситуации на данный момент на Горе, Вам скажут, к кому Вы можете пойти. Этим Вы сохраните много сил и времени. Скорее нужно просить именно совета, а не благословения.

Например, можно спросить у о. Ефрема из Андреевского скита. Это будет самый надёжный путь.

Если Вы сможете жить на келлии или в общежительном монастыре и ходить к такому духовнику, очень хорошо. Если же Ваш старец, у которого Вы живёте, скажет, что раз, мол, живёшь у меня, то у меня и спрашивай, то смиритесь и поступайте так со спокойной совестью, в послушании и смирении. И тогда все ваши теоретические вопросы о послушании и молитве разрешатся для Вас сами собой через опыт.

Бывает, конечно, что у человека, приехавшего на Гору, особая благодать и дар отшельничества или молитвы и ему необходим именно такой богопросвещённый старец, который смог бы наставить его. Но раз Господь привёл человека с таким даром на Гору, то если будет Его воля, то в своё время он такого наставника и укажет.

О СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВОСЛАВНОМ СОЗНАНИИ

Вопрос:… окружающие мне говорят, что теперь уже не то время, теперь уже богоносных наставников нет и т.д. и т.п…?

Не верьте. Так говорят уже 2000 лет. И будут говорить. Думаю, если Вы проживете еще лет 50, то услышите от потомков: «да, вот в Ваше время были святые, а наше время оскудело и нет никого». А в святцах будет человек 30-50 из нашего поколения. Еще прп. Варсонофий Великий писал, что однажды ему в Духе было явлено, что есть в его время всего 3 человека, которые предстоят пред Святой Троицей, и мир весь существует благодаря их молитвам. А раз наш мир стоит, то это значит, что и в наше время есть такие люди. Некоторых Бог открывает. Но большинство сокрыто.

Вообще, в современном российском православном сознании, мне кажется поселился дух глубокого уныния. Не видя вокруг себя живых примеров, сосудов Духа, люди (и миряне и монахи и священники) начинают говорить, что везде так, весь мир таков, и неча выделываться. Есть и наставники, есть и отцы богоносные. Нужницы восхищают. В этом плане Святая Гора является источником этого живого преемства Духа Святаго. Да и не только Гора. Наше кавказское отшельничество, в том числе и современное, даёт много примеров таких святых. В одном абхазском городе есть такой перевалочный пункт для пустынников. Просто дом, как и все, за высоким забором. Там бывали почти все наши известные старцы. Отцы спускаются с гор и запасаются там продуктами, с кем-то встречаются и т.п. Матушка-хозяйка рассказывала, что однажды соседи полюбопытствовали:

- Что это у тебя там за старик живёт?

- А что?

- Да по воздуху ходит.

А он залезал на высокое дерево в саду и стоял там всю ночь с воздетыми руками. И это НАШЕ время, а не 4 век.

О МОЛИТВЕ

Конечно, когда Вы встретите такого человека, Вы убедитесь, что с ним даже разговаривать не надо. Слова ничего не значат, особенно в наше время. Часто достаточно увидеть, как этот человек дышит, ест, молится, смеется и т.д., чтобы понять в молитве больше, чем из чтения ста книг.

Однажды я попал на бдение в Руссик. И по неопытности, залез в стасидию, где стоят старики (справа от входа в наос). Стою себе, а справа стоит какой-то глуховатый старичок, и вслух читает Иисусову. «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Я притих и стоял слушал. Это дало мне больше понятия о молитве, чем десяток книг. Мы ведь все — интеллигенты, всё у нас через голову, поэтому современный человек и воспринимает все эти книги о молитве умом, а до сердца мало что доходит. Поэтому такое личное общение и играет для нас такую роль.

Если Вы постараетесь, и будет на то воля Божия, то Вы сможете найти такого наставника. Сам я пользуюсь советами о. Маркелла из Каракалла и о. Рафаила (Берестова)…. Я не знаю никого, кто был бы опытней в молитве.

А на Горе сам строй жизни является школой молитвы. Считается, что если человек живёт пустыннической жизнью где-то на келлии, то если он молится Иисусовой молитвой менее 5 часов в день, то это вменяется ему в грех нерадения. У о. Рафаила ночное правило для послушников — до 6 часов. Если человек пытается жить на скитах Капсокаливия, Малая Анна и т.д. и отцы замечают, что он не прилежит к молитве, то его попросят оттуда. Но опять повторюсь, необходимо вам будет найти себе наставника, у которого вы будете в послушании. А то много русских приехало на Карули, залезают в пещеры и думают о себе, что они теперь пустынники. Не имея духовного руководства, они зачастую впадают или в прелесть или в раскол и проводят дни в обсуждении кто к какому течении зилотов принадлежит, кто с кем сослужит, кто у кого причащается и т.д.

Один брат тут так приехал, просидел на Карулях в пещере полгода, а потом обьявил, что до него никто из отцов ничего не понимал в Иисусовой молитве, а он всё понял и теперь открывает новую школу исихазма. Но видать, сердце у него было не злое и потому смогли его вытащить с Карулей, поближе к Руссику, где он постепенно пришёл в себя.

В больших монастырях Горы, особенно в филофеитских, т.е. тех, которые были заселены учениками Иосифа Исихаста, сам воздух пропитан Иисусовой молитвой. Поэтому молитве можно учиться не только в пустыне, но и в крупных обителях.

Ищите и обрящете. Нужницы восхищают.

НЕМНОГО О ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЬНИКОВ СВЯТОЙ ГОРЫ

1. Могу сказать, что до сих пор на Афоне очень много подвижников, истинных воинов Христовых, некоторых я видел. Знаете, наверное, что о. Паисий на вопрос «есть ли на Афоне старцы» говорил, что «сейчас (то есть, по крайней мере до 1993 года, когда почил о. Паисий) на Афоне 50 старцев, но все они молят Бога, чтобы Господь скрыл их». Так и есть. И «невидимые» есть. Могу сказать, что на Афоне очень развита наука сокрытия своей внутренней духовной жизни. Никогда по первому впечатлению там судить о человеке нельзя. Один близкий человек, ныне монах в Руссике, человек с двумя высшими образованиями, психолог (для монаха это гремучая смесь :)) говорил, что когда он только жил на архондарике Пантелеймонова монастыря, то пытался по привычке анализировать братию, внутренние отношения, характеры и т.д. Но когда через полгода он уже вступил в число братии, то увидел, что всё совсем не так, как ему представлялось. И мой опыт жизни в Хиландаре (сербская обитель) говорит о том же. С виду брат обычный монах, как все (по-афонски «как все»). Только потом узнаешь, что от непрестанного стояния на ночном бдении у него ноги до колен уже чёрные, не опухают как у нас, а уже потеряли способность опухать, уже капилляры полопались. Или сидящий рядом на трапезе молодой и взбалмошный монах вдруг не выдержит и зарыдает, слушая чтение. Таких примеров можно приводить много. Обычный паломник, который 2 недели — месяц путешествует по Горе, обязательно посещает все панигиры (престольные праздники), всего этого, как правило, не увидит. И это хорошо, потому что иначе на Горе стало бы трудно жить. Есть, конечно, старцы открытые, которые известны, к которым можно прийти. Это, прежде всего, конечно о. Ефрем Филофейский из братства Иосифа Исихаста, ныне живущий в Америке, где он основал более 20 монастырей, мужских и женских, образ жизни которых дает представление об первых веках христианства,  приезжающий на Афон раз в год из пустыни Аризона. Это о. Лука Филофейский, О. Ефрем, о. Маркелл, о. Иосиф Ватопедский, и многие другие.

Есть старцы, которые известны, но к которым трудно попасть, как к папе Иоаннису. Таким был и недавно почивший умеренно зилотствующий о. Иоаким, как будто сошедший с иконы преподобных отцов египетских — стройный и звонкий. Рассказывает один брат, живший тогда на Каруле. «Приходим к нему. Беседуем. А перед иконами стоит послушник и бьёт земные поклоны. Спрашиваем старца, что он делает. А он, отвечает старец, молится, чтобы наша беседа прошла в духе взаимопонимания и любви».

А есть такие, которых никто не знает, кроме насельников Горы. Они могут иметь одного — двух босоногих послушников и более никого не принимают. Есть и неизвестные.

Однажды под самой горой Афон, в районе румынских скитов, сидел я на келлии одного монаха — молдаванина:

- Отец, а какой у вас устав?.
- Да какой у нас устав. Иеромонаха нет, служим себе кое-как, как-то всё больше по лестовке вычитываем (т.е. заменяют службу по книгам чтением Иисусовой молитвы).
- А давно Вы тут?
- Да уже почти 25 лет.
- На родину ездите?
- Нет, всё тут и сижу.

Когда говорят, что на Афон проникает цивилизация, то надо сказать, что внутреннюю монашескую жизнь она затрагивает куда меньше, чем думают многие паломники. Как правило, паломники судят по отличным архондарикам в кафеле и мореном дереве, а в некоторых монастырях и с лифтами. Это общая традиция. Для гостей всё самое лучшее, лучшие келлии, лучшие условия. Даже у о. Иоакима, живущего чрезвычайно просто, на грани выживания, простите, туалет был кафельный — для гостей. В одном из монастырей, где были отличные номера в гостинице, я побывал в келлии епитропа, второго человека в монастыре после игумена: маленькая тесная келлия, окно завешано черной тканью, ободранная софа, из которой торчат пружины, большой шкаф с книгами, дощатый и давно некрашеный пол, посредине всего этого — небольшой пенёк с подушкой на нём — для занятия умной молитвой.

Не судите и не верьте судящим.

2. На Святой Горе другое отношение к священству.

Во-первых, священник должен быть девственник. Но чаще всего, этот принцип действует только по отношению к кандидатам из братии. Если же приходит уже священник со стороны, уже готовый, то его, насколько я знаю, принимают «в сущем сане». Поэтому складывается такая ситуация. Своих кандидатов нет и в братстве, может быть, вообще нет священника. Приходится приглашать со стороны. В некоторых святогорских обителях чувствуется такая недостача иеромонахов. Поэтому отцы вынуждены приглашать в братство иеромонаха со стороны, считая, что тут они ответственности за его возможное не каноничное рукоположение не несут. Минусом такого подхода, конечно, является то, что, этот иеромонах воспитан вне братства, может не так тесно в него влиться.

Во-вторых, что и является некоторым выходом из вышеуказанной ситуации, само отношение к иеромонаху на Горе несколько иное (диакон вообще служит, как правило, только на праздничные службы, «для красоты»). Там старшинство в братии — как на келлии, так и в киновии (общежитии), определяется не священным саном, а временем поступления в братию. За трапезой братия сидит в порядке своего прихода в обитель, не по сану. Священство — всего лишь послушание, хотя, конечно, уважаемое.

Нередка картина, когда старец келлии просто монах, а послушник — иеромонах. Старец принимает откровение помыслов, а потом посылает к иеромонаху, чтобы он накрыл епитрахилью, т.е. совершил таинство.

Даже в русском монастыре иеромонах служит, потом бежит огороды копать, потом в мастерскую и т.д. О. Макарий, духовник Руссика, совершено спокойно моет братские коридоры.

Когда я первый раз пришёл в Руссик, то вижу, сидит дедушка в старом подряснике и красит полы в храме. Потом оказалось, это был игумен Иеремия, игумен обители в которой более 60 человек. И это на Афоне совершенно нормальное зрелище.

Не служащие иеромонахи причащаются как вся остальная братия, не в алтаре.


ОБ ИЗУЧЕНИИ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Нужно обязательно учить язык, тем более если Вы хотите остаться в греческой обители. Как минимум — знание английского. Если Вам не могут объяснить простые бытовые вещи, то зачем Вас оставлять? А об откровении помыслов, которое в большинстве афонских обителей происходит ежедневно, о каком-то духовном руководстве говорить уже трудно. Создаётся эффект «умной собаки», которая всё понимает, преданно смотрит в глаза, но не говорит.

…Увидали у меня отцы на Афоне учебник «Новогреческий за три недели». Улыбнулись и спросили — «и сколько ты учишь?» Отвечаю: «Год». Приходит однажды какой-то грек и спрашивает что-то. Я не понял. Он мне по-английски. Я не понял. Он по-французски, по-немецки, по-испански… Я не понимаю. Тогда он медленно, не смотря на истерику, на инглише мне говорит: «Хорошо, назовите мне язык, который вы точно уверены, что знаете». А я ему гордо отвечаю «Russian». Он только руками развёл — он не знал русского.

Всё зависит от способностей. Другие, я знаю, и по этой книжке что-то учили и не плохо получалось. Учите как сможете. Мне больше всего нравятся некоторые интерактивные курсы на компьютере, дающие возможность научиться воспринимать язык на слух. Но больше всего даёт практика живого общения. Так что надо быть морально готовым, что Вы не сможете овладеть в России разговорной речью. Но если у Вас есть некоторый словарный запас, чтобы общаться, то потом Вы быстро наверстаете на месте.

…Один мой друг жил в Серае (Андреевский скит) у старца Ефрема. Так старец запретил ему изучать новогреческий и заставлял его читать Псалтирь на кафаревусе, т. е. чистом литературном греческом.

….Многое зависит от характера. Один брат очень легко объясняется с греками и сербами, хотя язык знает не очень. Но обладая хорошим музыкальным слухом и ЖЕЛАНИЕМ ПОНЯТЬ собеседника, легко подбирает немногие слова с правильными интонациями и акцентом, так что никто и не верит, что он иностранец.

Другой же прожил на Горе год и почти не выучил язык. Спрашиваю почему. Да, говорит, открою словарь, посмотрю в него 15 минут и потом думаю — лучше бы я за это время чётку протянул, и опять закрываю.

….Я пробыл в Хиландаре месяц и меня особенно не трогали, давали возможность язык учить. Читать то я мог, а вот на слух язык не воспринимал. Тогда меня поставили на архондарик. Представьте — одновременно тут новозеландцы, сербы, русские, испанцы, греки, и со всеми надо разговаривать, узнать, что им нужно, устроить на ночлег, подать кофе и т.д. Вот в такой ситуации всякие языковые барьеры пропадают, и начинаешь со всеми общаться.
Приходит однажды какой-то грек и спрашивает что-то. Я не понял. Он мне по-английски. Я не понял. Он по-французски, по-немецки, по-испански… Я не понимаю. Тогда он медленно, не смотря на истерику, на инглише мне говорит: «Хорошо, назовите мне язык, который вы точно уверены, что знаете». А я ему гордо отвечаю «Russian». Он только руками развёл — он не знал русского.

Сайт Прихода во храм Пресвятой Богородыцы

не несет ответственности и не отвечает за достоверность

данной информации. Проверяйте все!

Другие записи


Article printed from Свято-Введенский приход: http://vvedenskiy.org

URL to article: http://vvedenskiy.org/?p=1866

URLs in this post:

[1] Паломничество на остров Валаам: http://vvedenskiy.org/?p=3426

[2] Новый Афон — православная столица Абхазии: http://vvedenskiy.org/?p=2803

[3] Чудо схождения Благодатного Огня: http://vvedenskiy.org/?p=2783

[4] О паломничестве: http://vvedenskiy.org/?p=2401

[5] Памятка паломнику: http://vvedenskiy.org/?p=1860

Copyright © 2008 - Приход Введение во храм Пресвятой Богородицы